Выступление на педагогическом совете «Здоровьесберегающие
технологии в работе классного руководителя» Павловой М.П.
Культура здоровья –
компонент общей культуры современного человека. В системе ценностей это понятие
должно занимать одно из первых мест. А потому необходимость серьезно заниматься
формированием культуры здоровья в системе общего образования обусловлена рядом объективных причин:
- навыки здорового образа жизни закладываются в детском
возрасте
- низкая ориентация большинства семей учащихся на здоровый
образ жизни является частью сегодняшней действительности и восполнить
недостаток культуры здоровья должна
школа.
Классный руководитель обладает :
- знанием форм и методов внеклассной работы по
здоровьесберегающей деятельности
- умениями грамотно строить взаимоотношения с учащимися,
чтобы они могли доверять учителю
- использование современных источников информации, работа по
мониторингу здоровья
- знание основ здоровьесберегающих технологий, современных
подходов.
В процессе воспитательной работы по данному направлению у
учащихся формируются:
- знания о себе, собственном организме, закономерностях
роста и развития
- Гигиенические навыки, навыки здорового образа жизни
- Культуру здоровья
Классный руководитель владеет информацией о здоровье
учащихся. Мониторинг здоровья в нашей школе осуществляют различные специалисты
по трем направлениям.
Физическое здоровье -
уровень роста и развития органов и систем организма.
Для анализа физического здоровья наших школьников классный
руководитель использует
- изучение медицинских карт учащихся
- собеседования и анализ анкетирования родителей
- рекомендации специалистов – медиков.
С помощью собранной информации классный руководитель составляет
карту здоровья класса, в которой
отражены проблемы здоровья учащихся. Обменивается данной информацией с
учителями – предметниками, родителями, выстраивает работу с учащимися.
Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу
которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего
поведенческие реакции.
Изучается с помощью:
- исследования психологов ( тревожность, мотивация )
- собеседования с родителями
- наблюдения за ребенком
В зависимости от того
как выстраиваются отношения ученика с коллективом, он чувствует комфортно или некомфортно в классе. Существует благоприятный и
неблагоприятный психологический климат. Разберем ситуации:
- Учитель выгоняет
ученика из класса. Как будут вести себя ученики в благоприятном и
неблагоприятном психологическом климате?
- Учитель объявляет о походе, но в родительском фонде нет
денег. Что будут делать школьники?
Благоприятный психологический климат
|
Неблагоприятный психологический климат
|
-содействует максимальному развитию личности
|
- мешает развитию личности
|
- доброжелательность между детьми
|
- агрессия
|
- ученик чувствует себя защищенным
|
- ученик незащищен
|
- мобильность
|
- инертность
|
- работоспособность
|
- лень
|
- инициативность
|
- пассивность
|
- оптимизм
|
- пессимизм
|
- свободное проявление своего Я
|
- зажатость
|
К показателям психологического климата относится внешний вид
школьников, их лексика, тональность общения.
Приоритетными направлениями
в нашей школе являются:
- организация здорового досуга учащихся во внеурочное время
-подготовка и проведение различных форм внеклассных
мероприятий по здоровому образу жизни
- взаимодействие и партнерство с родителями учащихся,
учителями – предметниками, специалистами школы: медиками, психологами,
социальным педагогом по вопросам здоровьесбережения
В нашей школе используются такие формы работы:
-школьные традиции (Дни здоровья, соревнования «Папа, мама,
я – спортивная семья», «Веселые старты», «Аэробик – Джем»)
- классные часы, посвященные
пропаганде здорового образа жизни
- проектная деятельность раскрывает дополнительные
возможности учащихся
- клуб
«Здоровейка»
- летний оздоровительный лагерь
Работа классного руководителя по вопросам
здоровьесбережения учащихся должна строиться системно, на основании изучения
личности ребенка, его потребностей и запросов.
|