Учебный проект «Чтобы дети не ломали руки и ноги»
Авторы: учащиеся класса, руководитель Павлова М.П.
Аннотация: проект
проведен в пределах 1-го класса.
Участники: проект
предназначен для учащихся начальной школы.
Предметная область:
«Ознакомление с окружающим миром»
Методические задачи:
·
Освоить понятия: «травматизм», «техника
безопасности», «травмоопасные ситуации»;
·
Овладение правилами безопасного поведения в
школе, на улице, дома;
·
Научить кратко излагать свои мысли.
Дидактические задачи:
- Воспитание
у младших школьников необходимости укреплять свое здоровье путем
увеличения двигательной активности ;
- Ознакомление
учащихся с правилами безопасного поведения;
- Формирование
навыков самостоятельной познавательной деятельности;
- Развитие
умений увидеть проблему и наметить пути ее решения;
- Формирование
у воспитанников навыков работы в команде.
Основополагающий
вопрос:
Почему дети часто получают травмы?
Проблемные вопросы:
- Где
ребенка часто подстерегают опасности дома, в школе, на улице?
- Что
нужно знать, чтобы предупредить травму?
- Как
укрепить свой организм, чтобы меньше ломать руки и ноги?
- Могут
ли знания техники безопасности уберечь от травмы?
Гипотеза:
- Если знать правила безопасного поведения и выполнять их ,
то травм можно избежать.
Деятельность учащихся:
- Самостоятельный
поиск учащимися информации, групповая работа учащихся над исследованиями;
- Сбор
сведений о детском травматизме и его причинах;
- Сбор
сведений о местах повышенного риска дома, на улице, в школе;
- Проведение
социологического опроса учащихся своего класса и родителей;
- Изготовление
плакатов по правилам безопасного поведения;
- Представление
и обсуждение полученной информации в рамках работы школьной
научно-практической конференции «Расту здоровым».
Темы самостоятельных
исследований учащихся:
·
Что такое травматизм? (см. Приложение 1)
·
Виды детского травматизма. (см. Приложение 2)
·
Безопасность в школе (на уроках физкультуры,
технологии, на перемене, прогулке, в столовой) (см. Приложение 3)
·
Оказание первой медицинской помощи при травмах. (см.
Приложение 4)
·
Продукты, укрепляющие кости. (см. Приложение 5)
План проведения проекта
Этап
|
Содержание деятельности
|
Необходимое время
|
Введение в тему
|
Обсуждение проблемы. Постановка проблемных вопросов.
|
2 час
|
Организация групп
|
Распределение детей по группам:
·
Что такое травматизм?
·
Какие продукты помогут нам укрепить кости?
·
Оказание первой медицинской помощи при
травмах.
·
Безопасность на уроках;
·
Безопасность на улице;
·
Безопасность дома;
·
Виды детского травматизма.
|
1 час
|
Самостоятельная деятельность
|
Работа в группах. Сбор материала (из Интернета, из
периодической печати, медицинской литературы, отчетов о травматизме).
|
В течение 1,5
месяцев
|
Оформление результатов
|
Подготовка материалов
и оформление презентаций.
Изготовление плакатов о безопасном поведении детей.
(см. Приложение 6)
|
В течение 4 недель
2 часа
|
Подведение итогов
|
Представление и обсуждение полученной информации в рамках
работы школьной научно-практической конференции «Расту здоровым»
|
1 час
|
Выводы:
Детский травматизм во всех странах
становится предметом особой озабоченности круга лиц и работников различных
специальностей. В настоящее время от травм и несчастных случаев умирает во
много раз больше детей, чем от детских инфекционных заболеваний. По данным
Всемирной организации здравоохранения около 90% травм у детей – результат
непреднамеренных или случайных инцидентов. Ежегодно в мире от таких травм
умирает около 830000 детей, или около 2300 ежедневно. Более 1000 из них могли
бы быть спасены, при принятии проверенных мер по предупреждению травматизма. Около
40% травм происходят на улице. 78%
приходится на укусы собаками. Несчастные случаи с учащимися в стенах школы во
время учебного процесса составляют до 15% от всего количества детских травм,
причем 4 / 5 из них – на перемене.
Наиболее опасными после перемен являются уроки физической культуры – около 20%
всех школьных травм. Около 25% - падение со спортивного оборудования, 19% -
травмы брошенным предметом.
В
рамках проекта «Чтобы дети не ломали
руки и ноги» мы изучили данные по
детскому травматизму в Зеленоградском административном округе и выяснили
следующее, что в 2009 году в нашем городе произошло 870 травм различной степени
тяжести. Мы рассмотрели травмы, полученные детьми и выяснили, что 21,3% - это
личная неосторожность пострадавшего ; 25,4% - нарушение правил поведения,
техники безопасности детьми на переменах и в столовой; 41% - на уроках
физкультуры. В нашей школе за этот же период произошли 8 травм. Из них 62,5%
произошли по личной неосторожности ребенка; 25%- нарушение правил поведения,
техники безопасности детьми на переменах; 12,5%- на уроках физкультуры.
Полученные данные позволяют говорить о том, что дети в нашей школе недостаточно
заботятся о личной безопасности, плохо умеют прогнозировать свои действия, травм
по причине «личной неосторожности ребенка» почти в 3 раза больше, чем в среднем
по городу. А вот техника безопасности на уроках физкультуры почти в 3,5 раза
меньше, чем по городу. Значит на уроках физкультуры дети более внимательно
относятся к своей безопасности.
В начале работы над проектом мы
провели анкетирование учащихся с целью выявления их осведомленности
о травматизме. Анализ результатов показал, что
наиболее травмоопасными местами в квартире являются электроприборы; на
улице проезжая часть дороги, велосипед,
ролики; в школе – лестница, качели, подвижные игры на перемене, уроки
физкультуры. Такое же анкетирование мы провели в конце работы над проектом,
результаты этого анкетирования показали
- дети поняли, что травмоопасных мест и
ситуаций гораздо больше, чем они предполагали.
Анкетирование учащихся «Травмоопасные места»
Участие в проекте помогло детям
на примерах чужих травм определить опасные места и ситуации, а также
лучше понять, что травму легче предотвратить, выполняя правила техники
безопасности. Участники на собственном
примере убедились, в том, что любое действие может повлечь за собой травму,
поэтому очень важно предвидеть и прогнозировать возможные последствия своих и
чужих действий .
Проведенный
в заключение опрос показал, что у детей повысился интерес к соблюдению правил
безопасного поведения и укрепления собственного здоровья.
Список информационных материалов, использованных в самостоятельных
исследованиях учащихся.
- Роберт
Ротенберг «Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья». М. 1993
- Общественное здоровье и здравоохранение
Под ред. Миняева В.А., Вишнякова Н.И.
- В.Ю.
Давыдов. Меры безопасности на уроках физической культуры
|