Учебный проект «Влияние громких звуков на орган слуха у младших
школьников»
Авторы: учащиеся 4»В» класса
Аннотация: проект
проведен в пределах 4-х классов. Время
на реализацию проекта – в течение учебного года
Участники: проект
предназначен для учащихся начальной школы.
Дидактические задачи:
- Определить
порог слуховой чувствительности у младших школьников
- Выяснить,
как часто пользуются учащиеся наушниками, мобильными телефонами, как
громко включают аудио, видеоаппаратуру, громко ли разговаривают друг с другом
- Выявить
школьников с отклонениями в работе слухового аппарата.
Основополагающий
вопрос:
На сколько важен орган слуха в восприятии информации и
влияют ли на него громкие звуки?
Проблемные вопросы:
- Как
устроен наш орган слуха
- Способы
повреждения слуха
- Влияние
длительного воздействия громкого звука на остроту слуха.
Гипотеза:
Знание каждого школьника о состоянии своего слуха – основное
условие в профилактике по охране слуховой чувствительности.
Деятельность
учащихся:
- Сообщение
о строении уха
- Составление
рекомендаций по охране слуха
- Конкурс
плакатов «Берегите слух»
- Мониторинг
состояния слуха у школьников после выполнения рекомендаций
Темы самостоятельных
исследований учащихся:
- Анкетирование
среди 4-х классов «Как часто учащиеся сталкиваются с громкими звуками»
- Способы
повреждения слуха
- Определение
порога слуховой чувствительности
План проведения проекта
Этап
|
Содержание деятельности
|
Необходимое время
|
Введение в тему
|
Обсуждение проблемы. Постановка проблемных вопросов.
|
1 час
|
Организация групп
|
Распределение детей по группам:
- Сообщение
о строении уха
- Анкетирование
среди 4-х классов «Как часто учащиеся сталкиваются с громкими звуками»
- Составление
рекомендаций по охране слуха
- Способы
повреждения слуха
|
1 час
|
Самостоятельная деятельность
|
Работа в группах. Сбор материала (из Интернета, из
периодической печати, исторической и специальной литературы).
|
В течение недели
|
Оформление результатов
|
Подготовка материалов
и оформление презентаций.
|
В течение 2 недель
|
Подведение итогов
|
Представление и обсуждение полученной информации в рамках
работы школьного музея «Гигиены и здоровья»
|
1 час
|
Выводы:
Ребята нашего
класса заметили, что много людей в транспорте слушают громкую музыку в
наушниках. После спортивных праздников, после посещение кинотеатра от громкого
шума часто болит голова.
Мы решили выяснить , как влияют громкие звуки на орган слуха
у младших школьников.
Мы узнали из энциклопедии, из Интернета как устроен орган
слуха.
Орган слуха у человека построен очень сложно. Ухо состоит из
трех частей: наружного, среднего, внутреннего.
Все звуки улавливаются ушной раковиной и вызывают вибрацию
барабанной перепонки. Барабанная перепонка в ухе чувствительна к изменению
давления. Чем сильнее звук, тем сильнее
колеблется перепонка.
С помощью ушной раковины мы определяем направление, откуда
поступает звук.
Слуховой проход соединяет наружное ухо со средним ухом.
В среднем ухе расположены 3 маленькие косточки: молоточек,
наковальня, стремя. Через систему звуковых косточек среднего уха звуки
превращаются в импульсы и передаются в головной мозг.
За средним ухом начинается внутреннее ухо. Внутреннее
ухо - лабиринт, состоящий из органа
слуха - улитки и органа равновесия - вестибулярный аппарат.
В сентябре 2011 года мы провели анкетирование среди учащихся
4-х классов: «Как часто встречаются с громким звуком младшие школьники».
В анкетировании участвовали 48 человек.
Из 48 человек часто слушают музыку в наушниках – 18 чел.
Часто говорят по телефону – 25 чел.
Часто повышают голос – 12 чел.
Всегда громко включают телевизор, аудио, видео аппаратуру –
15 чел.
Часто встречаются с громким звуком в школе- 24 чел.
Часто встречаются с раздражающим звуком на улице – 28 чел.
Часто встречаются с
громким звуком дома – 16 чел.
Ребята часто встречаются с громким звуком. Если громкие звуки длительное время не
прекращаются, мышцы просто утомляются, и они перестают защищать внутреннее ухо.
Очень сильные звуковые волны могут повредить слух.
В октябре 2011 года
мы провели мониторинг чувствительного восприятия звуков учащихся 4-х классов.
Из 48 человек – все учащиеся слышат
громкие, средние, тихие звуки. 10 человек - не слышат очень тихие звуки.
На основании проведенных исследований мы составили
рекомендации по охране органа слуха.
1. Никогда
ничего не засовывай ни в свое ухо, ни в чужое. Можно повредить барабанную
перепонку, а это ухудшит слух.
2. Если
почувствуешь боль в ухе – обратись к врачу.
3. Никогда
не кричи никому в ухо – можно повредить слух.
4. Включай
телевизор, аудио, видео аппаратуру на небольшую громкость. У людей от шума слух
ухудшается.
5. Обязательно
смотри на того с кем разговариваешь. Ты услышишь своего собеседника лучше. Мы
следим за движением губ говорящего, и это помогает нам слышать даже слова,
произнесенные шепотом.
6. Защищай
уши во время купания.
7. При
авиа перелетах нужно беречь уши от перепадов давления при взлете и посадке –
приоткрой рот и сглатывай слюну.
8. Старайся
почаще бывать на природе: в парке, в лесу, у речки. Наслаждайся звуками природы!
Эти рекомендации были выданы учащимся 4-х классов.
В марте 2012 года мы
повторно провели мониторинг чувствительного восприятия звуков. Из 10
человек стали лучше слышать очень тихие звуки - 4 человека.
Нужно заботиться об органе слуха
на протяжении всей жизни. Потерять слух легко, а восстановить практически невозможно.
Список информационных материалов, использованных в самостоятельных
исследованиях учащихся.
|